Шаг 1. Установите плагин Yandex Wordstat Helper для Google Chrome
С ним не придётся вручную вставлять каждое ключевое слово в файл. Можно добавить в список все нужные слова и потом скопировать их за один раз:
Работать с плагином просто: «+» рядом с ключевым словом добавляет его в список, «−» убирает. С помощью второй и третьей кнопки можно скопировать только список ключевых слов или список и частотность. Последняя кнопка очищает список.
Шаг 2. Соберите ключевые слова из левой колонки Яндекс Вордстата
Введите тему статьи в Яндекс Вордстат и изучите запросы в первой колонке. Там всё, что искали пользователи по этой теме за месяц.
Если у вас узкая тема, в левой колонке может почти ничего не оказаться. В этом случае попробуйте сформулировать более широкий запрос. Например, «продвижение в соцсетях в 2022» можно переформулировать просто в «продвижение в соцсетях». Так вы увидите больше проблем, которые интересуют людей.
Выберите из левой колонки запросы, которые относятся к вашей теме. Допустим, вы пишете о продвижении небольших бизнесов, у которых есть только аккаунт во ВКонтакте, но нет сайта. Тогда запрос «продвижение бизнеса в соцсетях» вам подойдёт, а «продвижение сайта в соцсетях» — нет.
Отсеяв неподходящие запросы, проанализируйте, как оставшиеся ключевики помогут раскрыть тему с разных сторон:
- «Стратегия продвижения в соцсетях» — пишем пошаговое руководство, как создать стратегию, или выпускаем свой кейс о создании стратегий.
- «Продвижение реклама в соцсетях» — рассказываем, какие есть возможности для продвижения в соцсетях, чем платное продвижение отличается от бесплатного, какие есть виды рекламы, как её настроить, на какие результаты можно рассчитывать.
Теперь разберёмся, что делать, если в левой колонке совсем нет ключевых слов, очень мало или они не подходят под тему.
Подумайте, какую проблему решает ваша статья
Разберём на реальном примере.
Мы хотели написать в блог статью о том, как применяем подход Jobs to Be Done в работе с текстами. В поиске были только запросы из серии «что такое Jobs to Be Done». Но мы хотели написать не обзорную статью, а историю о том, как используем подход Jobs to Be Done на практике. Такое никто не искал, а значит, и подходящих для оптимизации ключевых слов у нас не было.
Тогда мы подумали, какую проблему наша статья поможет решить читателю. Например, с помощью Jobs to Be Done можно составить контент-план, в котором никогда не закончатся темы. Поэтому мы сузили тему, а для продвижения в поиске взяли ключевые слова «как составить контент-план» и «как создать контент-план».
Вот эта статья:
Бесконечный контент-план и минимум правок: как методология Jobs to be Done помогает в контенте
Это самый сложный способ найти дополнительные ключевые слова, но начинать лучше именно с него: если вы поймёте, что читателям интересно совсем другое, на этом этапе может полностью поменяться тема статьи. Если тему вам дал редактор, согласуйте с ним новую формулировку и содержание.
Подумайте, как ещё пользователи могут искать материал по вашей теме
Например, ваши читатели могут вводить в поисковую строку:
- разные варианты написания одного слова: «инстаграм"* и instagram*;
- синонимы или похожие термины: «комьюнити», «сообщество», «аудитория», «подписчики»;
- сокращения: «соцсети» и «социальные сети»;
- более узкие запросы, на которые можно разделить вашу тему: продвижение в соцсетях — «продвижение в инстаграме"* и «продвижение во ВКонтакте»;
- слова с ошибками: «продвижение в телеграме» и «продвижение в телеграмме», «продающий текст» и «продажный текст».
Ключевые слова с ошибкой стоит брать, если у них большая частотность. Например, «телеграмм» ищут больше людей, чем «телеграм», поэтому такое слово имеет смысл добавить на страницу, чтобы не потерять эту аудиторию.
Чтобы не писать безграмотный текст, добавляйте ключевики с ошибками туда, где их никто не увидит, — например, в атрибут alt к картинкам. Или объясните в тексте, что это ошибка, как сделано в нашей статье про продающие тексты:
Посмотрите в правую колонку Вордстата
Здесь могут быть варианты, как ещё пользователи искали похожую информацию:
Посмотрите в поисковых подсказках
Начните вводить в поиске ваш запрос и увидите, что искали другие люди:
Шаг 3. Определитесь, какие запросы брать: коммерческие или информационные
Почти все ключевые слова делятся на два типа:
- Коммерческие — когда люди их вводят в поиск, они хотят что-то купить. Это запросы со словами «купить», «цена», «продажа», «стоимость», «заказать» и подобные.
- Информационные — по ним люди хотят что-то узнать. Это запросы со словами «что такое», «как сделать», «сколько», «как работает» и аналогичные.
Если мы пишем статью, нам нужны информационные запросы. Если описание товара или услуги — коммерческие.
А что делать с запросами, где нет уточняющих слов?
Например, по запросу «продвижение в соцсетях» человек может искать и статью о способах продвижения, и компанию, в которой можно заказать продвижение. В этом случае алгоритмы поисковиков по поведению пользователей определяют, что эти люди хотели. Чтобы узнать это, нужно ввести такой запрос в поиске:
В выдаче статьи и обзоры — значит, запрос можно считать информационным. Для статьи его берём, для страницы с услугой — нет.
Рекламу и сервисы Яндекса не считаем — тут нам всегда будут что-то продавать:
Шаг 4. Соберите частотность ключевых слов
Частотность показывает, сколько людей в месяц вводили тот или иной поисковый запрос. Частотность бывает нескольких видов, но нам важны в первую очередь два.
Базовая — это количество показов ключевого слова во всех возможных вариантах. Именно её по умолчанию выдаёт Вордстат, но она далека от реальности. Например, в общую частотность по запросу «продающий текст» войдут запросы «что такое продающий текст», «заказать продающий текст», «книга про продающие тексты». Нам нужны далеко не все из них.
Точная — это количество показов запроса в разных словоформах. В точную частотность войдут запросы «продающий текст» или «продающие тексты» без лишних уточнений. Нам нужна именно она.
Чтобы узнать точную частотность, введите в Вордстат ключевое слово в «вот таких» кавычках.
Это важно, потому что «вот такие» кавычки не сработают.
К сожалению, Yandex Wordstat Helper собирает только базовую частотность. Чтобы собрать точную, придётся вводить каждое слово вручную или воспользоваться другими сервисами — например, платной программой Key Collector.
Так вы получите более точное число, сколько человек в месяц искали информацию по ключевым словам из списка.
Шаг 5. Удалите из списка ключевых слов запросы, которые никто не ищет
Нет универсального правила, ключевик с какой частотностью можно брать в статью, а с какой бесполезно. Всё очень сильно зависит от темы. Отталкивайтесь от списка ключевых слов, который смогли собрать.
В одной теме у вас будут десятки ключевых слов, которые вводят в поиске сотни людей. Придётся выбирать несколько самых подходящих ключевиков или сужать тему. А в другой теме вы найдёте меньше десятка ключевых слов с небольшой частотностью, и придётся добавлять в статью их все, чтобы собрать хоть какой-то трафик. Зато это будет максимально целевой трафик — те люди, которые точно хотят прочитать именно ваш текст или купить именно вашу услугу. Один такой человек может оказаться ценнее ста тех, кто пришёл по ключевику с высокой частотностью и закроет страницу с вашим текстом, не дочитав.
Шаг 6. Сформулируйте тему статьи
Собранный список ключевых слов поможет определиться с темой, составить план и написать именно о том, что хотят узнать ваши читатели. Как добавить эти ключевые слова в текст, чтобы читатели смогли найти его в поиске, читайте в статье «Как подружить автора и SEO-специалиста».
Чек-лист: как подобрать ключевые слова для статьи, чтобы понять потребности аудитории, сформулировать и раскрыть тему
- Подберите ключевые слова по вашей теме из левой колонки Яндекс Вордстата.
- Подумайте, какую проблему решает ваша статья, и подберите дополнительные ключевые слова, связанные с этой проблемой.
- Если ключевых слов мало, используйте другие способы подбора: альтернативные формулировки, правую колонку Вордстата, поисковые подсказки.
- Используйте информационные поисковые запросы.
- Соберите точную частотность ключевых слов. Почистите список от запросов, которые никто не ищет.
- На основе собранного списка ключевых слов сформулируйте тему и составьте план статьи.
* Компания Meta, которой принадлежат инстаграм и фейсбук, признана в России экстремистской организацией.
Бонус: вы сэкономите на продвижении статей, ведь люди будут сами находить ваши материалы в Яндексе и Гугле.