Зачем копирайтеру знать SEO: учимся читать мысли аудитории

22 февраля 2023

Читать 10 минут

Написал классную статью, выложил в блог — а её никто не читает…

Если вы хоть раз оказывались в такой ситуации, самое время разобраться в основах SEO — поисковой оптимизации. Она поможет найти актуальные темы для статей и понять, о чём писать в блоге.

Держите инструкцию со скриншотами и наглядными примерами, как с помощью SEO придумать классную тему для публикации и подробно её раскрыть.

Шаг 1. Установите плагин Yandex Wordstat Helper для Google Chrome

С ним не придётся вручную вставлять каждое ключевое слово в файл. Можно добавить в список все нужные слова и потом скопировать их за один раз:

Как находить интересные темы для статей? Плагин Wordstat Helper в помощь

Работать с плагином просто: «+» рядом с ключевым словом добавляет его в список, «−» убирает. С помощью второй и третьей кнопки можно скопировать только список ключевых слов или список и частотность. Последняя кнопка очищает список.

Шаг 2. Соберите ключевые слова из левой колонки Яндекс Вордстата

Введите тему статьи в Яндекс Вордстат и изучите запросы в первой колонке. Там всё, что искали пользователи по этой теме за месяц.

Если у вас узкая тема, в левой колонке может почти ничего не оказаться. В этом случае попробуйте сформулировать более широкий запрос. Например, «продвижение в соцсетях в 2022» можно переформулировать просто в «продвижение в соцсетях». Так вы увидите больше проблем, которые интересуют людей.

Собираем в Вордстате ключевые слова

Выберите из левой колонки запросы, которые относятся к вашей теме. Допустим, вы пишете о продвижении небольших бизнесов, у которых есть только аккаунт во ВКонтакте, но нет сайта. Тогда запрос «продвижение бизнеса в соцсетях» вам подойдёт, а «продвижение сайта в соцсетях» — нет.

Отсеяв неподходящие запросы, проанализируйте, как оставшиеся ключевики помогут раскрыть тему с разных сторон:

  • «Стратегия продвижения в соцсетях» — пишем пошаговое руководство, как создать стратегию, или выпускаем свой кейс о создании стратегий.
  • «Продвижение реклама в соцсетях» — рассказываем, какие есть возможности для продвижения в соцсетях, чем платное продвижение отличается от бесплатного, какие есть виды рекламы, как её настроить, на какие результаты можно рассчитывать.

Теперь разберёмся, что делать, если в левой колонке совсем нет ключевых слов, очень мало или они не подходят под тему.

Подумайте, какую проблему решает ваша статья

Разберём на реальном примере.

Мы хотели написать в блог статью о том, как применяем подход Jobs to Be Done в работе с текстами. В поиске были только запросы из серии «что такое Jobs to Be Done». Но мы хотели написать не обзорную статью, а историю о том, как используем подход Jobs to Be Done на практике. Такое никто не искал, а значит, и подходящих для оптимизации ключевых слов у нас не было.

Тогда мы подумали, какую проблему наша статья поможет решить читателю. Например, с помощью Jobs to Be Done можно составить контент-план, в котором никогда не закончатся темы. Поэтому мы сузили тему, а для продвижения в поиске взяли ключевые слова «как составить контент-план» и «как создать контент-план».

Вот эта статья:

Обучающий курс от Monk.

Бесконечный контент-план и минимум правок: как методология Jobs to be Done помогает в контенте

Узнать больше

Это самый сложный способ найти дополнительные ключевые слова, но начинать лучше именно с него: если вы поймёте, что читателям интересно совсем другое, на этом этапе может полностью поменяться тема статьи. Если тему вам дал редактор, согласуйте с ним новую формулировку и содержание.

Подумайте, как ещё пользователи могут искать материал по вашей теме

Например, ваши читатели могут вводить в поисковую строку:

  • разные варианты написания одного слова: «инстаграм"* и instagram*;
  • синонимы или похожие термины: «комьюнити», «сообщество», «аудитория», «подписчики»;
  • сокращения: «соцсети» и «социальные сети»;
  • более узкие запросы, на которые можно разделить вашу тему: продвижение в соцсетях — «продвижение в инстаграме"* и «продвижение во ВКонтакте»;
  • слова с ошибками: «продвижение в телеграме» и «продвижение в телеграмме», «продающий текст» и «продажный текст».

Ключевые слова с ошибкой стоит брать, если у них большая частотность. Например, «телеграмм» ищут больше людей, чем «телеграм», поэтому такое слово имеет смысл добавить на страницу, чтобы не потерять эту аудиторию.

Чтобы не писать безграмотный текст, добавляйте ключевики с ошибками туда, где их никто не увидит, — например, в атрибут alt к картинкам. Или объясните в тексте, что это ошибка, как сделано в нашей статье про продающие тексты:

Ключевик с ошибкой в тексте статьи

Посмотрите в правую колонку Вордстата

Здесь могут быть варианты, как ещё пользователи искали похожую информацию:

Смотрим варианты в правой колонке Вордстата

Посмотрите в поисковых подсказках

Начните вводить в поиске ваш запрос и увидите, что искали другие люди:

Шаг 3. Определитесь, какие запросы брать: коммерческие или информационные

Почти все ключевые слова делятся на два типа:

  • Коммерческие — когда люди их вводят в поиск, они хотят что-то купить. Это запросы со словами «купить», «цена», «продажа», «стоимость», «заказать» и подобные.
  • Информационные — по ним люди хотят что-то узнать. Это запросы со словами «что такое», «как сделать», «сколько», «как работает» и аналогичные.

Если мы пишем статью, нам нужны информационные запросы. Если описание товара или услуги — коммерческие.

А что делать с запросами, где нет уточняющих слов?

Например, по запросу «продвижение в соцсетях» человек может искать и статью о способах продвижения, и компанию, в которой можно заказать продвижение. В этом случае алгоритмы поисковиков по поведению пользователей определяют, что эти люди хотели. Чтобы узнать это, нужно ввести такой запрос в поиске:

Пример информационного запроса

В выдаче статьи и обзоры — значит, запрос можно считать информационным. Для статьи его берём, для страницы с услугой — нет.

Рекламу и сервисы Яндекса не считаем — тут нам всегда будут что-то продавать:

Реклама Яндекса

Шаг 4. Соберите частотность ключевых слов

Частотность показывает, сколько людей в месяц вводили тот или иной поисковый запрос. Частотность бывает нескольких видов, но нам важны в первую очередь два.

Базовая — это количество показов ключевого слова во всех возможных вариантах. Именно её по умолчанию выдаёт Вордстат, но она далека от реальности. Например, в общую частотность по запросу «продающий текст» войдут запросы «что такое продающий текст», «заказать продающий текст», «книга про продающие тексты». Нам нужны далеко не все из них.

Точная — это количество показов запроса в разных словоформах. В точную частотность войдут запросы «продающий текст» или «продающие тексты» без лишних уточнений. Нам нужна именно она.

Чтобы узнать точную частотность, введите в Вордстат ключевое слово в «вот таких» кавычках.

Используйте в Вордстате "вот такие" кавычки

Это важно, потому что «вот такие» кавычки не сработают.

“вот такие” кавычки не сработают

К сожалению, Yandex Wordstat Helper собирает только базовую частотность. Чтобы собрать точную, придётся вводить каждое слово вручную или воспользоваться другими сервисами — например, платной программой Key Collector.

Так вы получите более точное число, сколько человек в месяц искали информацию по ключевым словам из списка.

Шаг 5. Удалите из списка ключевых слов запросы, которые никто не ищет

Нет универсального правила, ключевик с какой частотностью можно брать в статью, а с какой бесполезно. Всё очень сильно зависит от темы. Отталкивайтесь от списка ключевых слов, который смогли собрать.

В одной теме у вас будут десятки ключевых слов, которые вводят в поиске сотни людей. Придётся выбирать несколько самых подходящих ключевиков или сужать тему. А в другой теме вы найдёте меньше десятка ключевых слов с небольшой частотностью, и придётся добавлять в статью их все, чтобы собрать хоть какой-то трафик. Зато это будет максимально целевой трафик — те люди, которые точно хотят прочитать именно ваш текст или купить именно вашу услугу. Один такой человек может оказаться ценнее ста тех, кто пришёл по ключевику с высокой частотностью и закроет страницу с вашим текстом, не дочитав.

Шаг 6. Сформулируйте тему статьи

Собранный список ключевых слов поможет определиться с темой, составить план и написать именно о том, что хотят узнать ваши читатели. Как добавить эти ключевые слова в текст, чтобы читатели смогли найти его в поиске, читайте в статье «Как подружить автора и SEO-специалиста».

Чек-лист: как подобрать ключевые слова для статьи, чтобы понять потребности аудитории, сформулировать и раскрыть тему

  1. Подберите ключевые слова по вашей теме из левой колонки Яндекс Вордстата.
  2. Подумайте, какую проблему решает ваша статья, и подберите дополнительные ключевые слова, связанные с этой проблемой.
  3. Если ключевых слов мало, используйте другие способы подбора: альтернативные формулировки, правую колонку Вордстата, поисковые подсказки.
  4. Используйте информационные поисковые запросы.
  5. Соберите точную частотность ключевых слов. Почистите список от запросов, которые никто не ищет.
  6. На основе собранного списка ключевых слов сформулируйте тему и составьте план статьи.

Бонус: вы сэкономите на продвижении статей, ведь люди будут сами находить ваши материалы в Яндексе и Гугле.

как погрузить автора в проект

* Компания Meta, которой принадлежат инстаграм и фейсбук, признана в России экстремистской организацией.

Закрыть

Зачем копирайтеру знать SEO: учимся читать мысли аудитории

Закрыть